Развитие методов школы К.С. Станиславского в ноосферной психологии и образовании

Н.В. Лобастова, автор метода театральной психологии ноосферного образования и воспитания, к. психол. наук, советник РАЕН, НАНО, режиссер, актриса, драматург.
 
                                     
      
 «Искусство творят идеи, владеющие людьми».     Л. Н. Гумилев
 
          В решении задач образования по формирования системы духовных ценностей роль искусства имеет особое значение. Универсальный язык искусства, обращенный одновременно к сознанию и душе, способен пробудить лучшее, что есть в человеке. Мощнейший инструмент воспитания, искусство заслуживает гораздо больше места в программе современного образования.

         Искусство, как стихия творчества, сравнима с океаном фантастического «Соляриса» С. Лема, каждую минуту проявляется в новом неповторимом виде. Исчезли цивилизации, этносы, города, сонмы выдающихся людей своего времени. Осталась единственная возможность реконструировать то, как «они» жили, о чем думали, что проповедовали по следам искусства, культуры: в наскальной живописи, черепках разбитых амфор, развалинах Парфенона, золотых украшениях Майя, бальзамированных мумиях Египта.

          Художник, в широком смысле слова, несущий в своем творчестве созидательный посыл миру и художник, имеющий разрушительную энергию изначально равны в свободе самовыражения. Что их объединяет, какая основа?  Этот вопрос многочисленных дискуссий остается без ответа, не вмещаясь в рамки, увы, скомпрометированной человеческой морали: «хорошего – плохого», «черного – белого», «правильного – неправильного», «полезного – бесполезного» и т.д.

         Законы, открытые научной школой проф. Н.В. Масловой представлены обществу как истина Законов Мира, согласно Теории Творения Генетического Единства Мира проф. Б.А. Астафьева. На основании этих Законов каждый может сделать вывод, что основу жизни определяет Цель, существующая априори, Цель как сверхзадача всех участников жизни.


         Рассмотрим удивительный пример обновления системы, работающей по принципу Цели из области искусства.

         К.С. Станиславский – актер, режиссер, основатель МХТ, автор широко известной во всем мире системы театрального воплощения. Он не просто организует театр, осуществляет постановки, преподает ученикам. К. С. Станиславский проводит системный пересмотр этого вида искусства и предлагает новую – психологическую основу театрального искусства, которая соответствует природе человека, новые цели, новые методы подготовки актёров, методы воплощения образа. Он совершенствует театральный процесс как систему. Это проявляется в мотивации системного мышления, инициации творческой свободы каждого участника внутри процесса постановки имеющей единуюсверхзадачу. В нашем понимании, цели, ради которой осуществляется постановка. Степень совершенства постановки определяется соответствием сверхзадаче. Именно в это время роль режиссера оказывается такой важной. В соответствии сверхзадаче, определяются сверхзадачи каждого образа, художественное оформление, музыка, свет, каждая присутствующая деталь становится не случайной. Как оказывается не случайными каждое слово персонажа, его действие, его походка, голос, мимика. К.С. Станиславский привлекает в искусство театра востребованность психологии в её современном понятии психоанализа. Сложность задачи, которую ставит перед собой и своими актерами Станиславский требует все большей глубины погружения в мотивы поступков, эмоции, проявляемые персонажами пьесы. Воображение становится инструментом оперирования временем и пространством, проникновения в предысторию образа, не прописанную автором пьесы, и взглядом за пределы финала постановки.

Конфликт, подобно разности потенциалов творящей и стимулирующей энергий, определяется двигателем действия, заставляя все глубже погружаться к корням его возникновения. Все это вместе открывает необходимость приведения своего физического аппарата к раскрепощению, свободе, понимание, что именно при этих условиях сознанию открываются подсказки правды, создаваемого исполнителем образа, проявляется природосообразность спонтанности, отсутствие штампа в поведении. Школа познания образа проявилась школой познания человеческой природы. Отметим, что именно такое обращение к учебному материалу, к воображению учеников проявляется в работе педагогов нового биоадекватного метода преподавания ноосферной школы.

         Важнейшую роль, играет тот факт, что личность К.С. Станиславского по своей сути была созидательной, цельной, с высокими этическими, нравственными и культурными основами. Поэтому, система, которую он увидел и создал как метод, как школу для поколений театральных деятелей имеет созидательное направление, в соответствии законам человеческого общества и психики человека.

         Последователи, принявшие безусловный авторитет К.С. Станиславского, возможно, не всегда проникали в глубину смыслов оставленной им работы. Однако методы актерской и режиссерской школ К.С. Станиславского на столетие вперёд спроецировали значимость красоты и психологизма в мировоззрении человека, определили степень воздействия искусства на сознание людей и ответственность художника за свободу творчества в виде заявленной сверхзадачи, цели.

         Мы увидели исторический пример перестройки, (успешного реинжиниринга) ранее существовавшей системы театра и привели его как позитивную аналогию, процессам социальных изменений в наши дни.

         Приведем другой пример осуществляемых изменений в этой области. Президент РФ В.В. Путин предложил восстановить сеть детских театральных студий, художественных и литературных кружков. По мнению президента, в России не создаются новые театры юного зрителя, а у подрастающего поколения не развивается художественный вкус.

Президент посоветовал профессиональным театрам уделять внимание детскому репертуару, и обратиться к опыту СССР, когда были развиты гастроли и фестивали. «Укреплялось межнациональное общение, связи между территориями большой страны» - отметил президент. Этому вопросу было посвящено расширенное заседание Совета при президенте РФ по культуре и искусству, проведенное сразу после известия о событиях 3 февраля в московской школы №263, когда ученик, вооруженный винтовкой и карабином, застрелил учителя и полицейского и ранил другого стража порядка.

         Наука часто отличалась от общего взгляда на действительность своей дальновидностью. Этот отрыв может быть очень большим, что влечет неприятие и непонимание общества. В нашем случае шаги навстречу задаче были сделаны в ноябре 2012 года при защите метода театральной психологии в виде научной работы.  Результаты этого исследования позволили сделать выводы:

 – Необходимо изучение Всеобщих Законов Мира, Общих Законов познания и постижения, специальных законов психики человека в театральных вузах.                     

–   Необходима подготовка специалистов для преподавания ТП в системе образования.

–   Необходимо создание курсов, программ, пособий по предмету ТП.

–   Необходимо представление театральной психологии в общественных программах.

       На конференции посвященной образованию «Крымская ноосфериана – 2013» в Севастополе нами была представлена программа уроков творческого мышления для школы – «Путешествие – Восхождение», с применением метода театральной психологии. Эта программа опирается на новейшие открытия в системе Законов Мира, изложенные профессором Н.В. Масловой. В соответствии законам познания и постижения, творчество рассматривается как результат последовательности этапов освоения информации мозгом человека. Темы занятий составлены в соответствии уровням нравственного и гармоничного развития личности, с учетом разнообразных возможностей психосоматической природы. Метод театральной психологии на таких уроках открывает возможность получения опыта чувственного и кинестетического проживания любой ситуации в легкости и радости игры. Продолжительность каждого занятия 1 час 30 минут. Возможная частота занятий 1 раз в неделю. Оптимальное количество занятий для каждого класса в течение учебного года 32 часа. Весь творческий процесс проходит на основе воображения, фантазии детей и дальнейшего этюдного проживания, взаимодействия в условиях класса, школьной аудитории. Задача таких уроков: гармонизация межличностных отношений, здоровьесбережение, выравнивание баланса познавательных и эмоциональных процессов; инициация творческого мышления; естественный воспитательный процесс.

       Эта программа была написана для Института Современного Управления, Кино и Телевидения. Институт ставит задачу разработки экспериментальной программы с опорой на метод нового научного направления «Театральная психология» (автор – к. психол. н Н.В. Лобастова). Руководство института активно привлекает внимание власти к возможностям искусства в воспитании и развитии личности. Выдержка из письма ректора Г.С. Андреевой главе государства В.В. Путину: «Просим Совет по культуре и искусству оказать поддержку в создании экспериментальной программы и по возможности возглавить проект «Формирование образа человека и воспитание человеческих принципов», собрав компетентных лиц для поиска различных эффективных методов работы в этом направлении. Кадры для реализации экспериментальной программы предлагаем готовить из действующих, или не занятых в исполнительской деятельности актёров, прошедших курсовую подготовку в области педагогики, психологии и гигиены».

       На базе этого института и других учебных учреждений мы видим следующие возможности решения задач реинжиниринга учебного процесса:

 – Подготовка (переподготовка) кадров педагогов-психологов для работы с молодежью в образовательных учреждениях различного типа по программе «Целостное мышление», (разработанной профессор Н.В. Масловой), метода театральной психологии.

– Методические разработки новых программ по театральной психологии для разного возраста детей, по решению задач воспитания, развития, адаптации, здоровьесбережения.

– Осуществление научного мониторинга работы программ.

– Поиска идей в области театральной психологии во взаимодействии с учеными, деятелями искусства, педагогами, психологами.

        Искусство – это отражение явлений человеческой жизни, социальных условий, культуры, уровня духовной жизни общества. Представляется, что использование метода театральной психологии должно сыграть важную роль в процессе изменения целей, задач, методов в системе образования школы. В ряде сложных социально-психологических случаев этот метод оказывается единственным помощником в становлении личности человека.   Как мы убеждаемся, «Искусство творят идеи, владеющие людьми».

 

Библиография:

Лобастова Н.В. - «Уроки творческого мышления». /Ноосферное образование – стратегия здоровья. /Сборник докладов XXX научно – практической конференции по ноосферному образованию/ Симферополь, 2011, С. 188 –.190
Лобастова Н.В. - «Творческий процесс: от замысла до воплощения».  /Ноосферное образование – стратегия здоровья. /Сборник докладов XXX научно – практической конференции по ноосферному образованию/ Симферополь, 2011, С. 206 – 207  
Лобастова Н.В. – Театральная психология как психолого-педагогический инструмент развития личности/автореферат диссертации на соискание ученой степени к. психол. наук – М.: 2012. –  30 с.
Маслова Н.В. – Периодическая система Всеобщих законов Мира – М.: Институт Холодинамики, 2005. – 183 с.
Маслова Н.В. - Периодическая система Общих законов познания и постижения, - М.: Институт холодинамики, 2007. – 180 с.
Маслова Н.В. –    Ноосферное образование – Симферополь: Доля, 2012. – 296 с.
Маслова Н.В. – Тайны и явь воспитания – Симферополь: ЛФП Лемешко К.А., – 2011. – 168 с.
Астафьев Б.А. –   Творение Мира. - М.: Институт холодинамики, 2012. – 336 с.
Станиславский К.С. – Работа актера над собой. – М.: Искусство 1985[H1] . – 479 с.
Гумилев Л.Н.  -    Чтобы свеча не погасла. – М.: Айрис-пресс, 2003[H2] . –  56