Рифы и паруса образования. Потенциалы становления субъектности российского образования



 Н.В. Маслова, доктор психологических наук, кандидат исторических наук, действительный член РАЕН, председатель бюро отделения ноосферного образования РАЕН, noosferiana@list.ru 

 

Статья представляет идеи естественнонаучного и гуманитарного базиса ноосферного образования. Эта российская педагогическая система основана на мировом научном и психолого-педагогическом наследии и нацелена на воспитание человека с целостным мышлением и создание условий ноосферного перехода к устойчивому развитию общества.


Ключевые слова: эволюция, ноосферное образование, ноосферный переход, генетическое единство Мира, устойчивое развитие, система «природа-общество-человек», ноосферныйLT –язык, генетически детерминированный способ мышления, периодическая система Всеобщих Законов Мира, периодическая система общих Законов человеческого общества, периодическая система общих Законов познания/постижения, периодические системы законов образования, сбережения и развития здоровья психики человека.

 

Abstract: The article contains the fundamental ideas of natural-scientific and humanitarian basis of noospheric Еducation. This Russian system in Education is based on the world scientific, psychological and pedagogical heritage and aimed at global transition way to sustainable development by mechanisms of upgrading genetic determinate mind of a person.

Keywords: evolution, noospheric education, transition to noosphere, genetic World unity, sustainable development, “nature – society – man” system, noospheric LT-language, genetic determinate mind of a person, periodic system of General World Laws, periodic system of General Laws of mankind, periodic system of Laws of cognition/comprehension, periodic system of Laws of education, periodic system of special Laws of psychology, periodic system of special Laws of human health.

 

Вступление

Выход из глобального кризиса и переход общества на рельсы устойчивого развития – это не только важная тема научных споров. Это – «burning point» (точка горения) борьбы за будущее человечества и сокровенное внутреннее размышление любого адекватного человека. Этим объясняется взрыв интереса к прозвучавшему на Общем собрании РАЕН 6 декабря 2012г. научному докладу О.Л. Кузнецова и Б.Е. Большакова.

Мы видим важнейшее значение этого доклада в постановке вопроса устойчивого развития под «увеличительным стеклом» отечественной научной школы Русского космизма, предсказавшей устами В.И. Вернадского Великий Перелом мысли Человечества. Речь идёт не об объёме усвоенной информации, не об умножении сфер знания и даже не о машинах для обработки информации. Великим именуется качественный «Перелом мысли» и касается он способа мышления. Весьма точно более ста лет назад сказал А. Эйнштейн: «Если человечество хочет выжить, оно должно принять иной способ мышления».

Широко известно, что современный человек пользуется в обыденной жизни не более чем 3-6 % возможностей головного мозга. Т. Бьюзен, указывавший, что «Сосредотачиваясь только на половине способностей мозга, люди ведут себя как полуголовые», во многом ошибался. Даже интеллектуалы вовлекают в мышление всего 10-12% возможностей персонального «наплечного биокомпьютера». Как правило, это возможности дискурсивно-логического мышления (функции левого полушария головного мозга), которым человек обучен в школе и вузе. Лишь около 8% популяции человечества способны к дальнейшему развитию и расширению диапазона своих способностей. Неудивительно, что спустя 25 лет после провозглашения принципа устойчивого развития, он не осознан людьми и не является потому общеобязательным для повседневной реализации в практической жизни людей нашей планеты.

В статье О.Л.Кузнецова, Б.Е.Большакова «Русский космизм. Глобальный кризис. Устойчивое развитие» поставлены ключевые общенаучные вопросы: каков общенаучный язык? Что такое естественный закон? С нашей точки зрения, без решения наукой этих важнейших вопросов подготовка молодого поколения не может быть успешной. Мы знаем о глубокой связи тандема «наука – образование». Она особенно остра в период ноосферного перехода общества от левополушарного к целостному мышлению, от хрематического к ноосферному сознанию, от антропоцентрической к космопланетарной парадигме Человека.

Образование является фундаментальной формой постижения бытия. Его функциональная нацеленность на передачу исторического опыта грядущим поколениям, передовых современных знаний, принципов, методов работы, формирование личности человека, подготовку кадров для государства делают образование одним из важнейших социальныхстратегических субъектов российского развития [6,7]. Однако современное образование не является передовым субъектом социального развития России. Бессубъектность системы образования имеет глубокие корни [12]. В том числе научного происхождения. Рассмотрим их в первой части статьи. Во второй части раскроем передовые возможности ноосферного образования как эволюционно нового этапа в динамике системы образования.

Рифы современного образования

Большинство людей, проектов и систем терпят неудачу

из-за недостатка ведущих принципов и, как корабль,

потерявший управление, натыкаются на рифы.

 

Метафорический корабль «Образование» сел на рифы, препятствующие его движению в море знаний. Таких фундаментальных препятствий –  причин кризиса образования –семь. Они подобны рифам, скрытым под гладью моря будней системы образования.

Риф 1. Отсутствие в системе образовании научных основ мировоззрения генетического единства Мира – Природы – общества – человека. Изучая специальные законы физики, химии, биологии, математики студент или ученик создаёт в голове «лоскутное одеяло» разрозненных знаний. Отсутствие научного мировоззрения генетического единства Мира дезинтегрирует мышление и сознание человека. По этой причине в современном образовании отсутствуют даже понятия целостного системного мышления, интегрированного сознания, интегрированной личности. Этот главный мировоззренческий «риф» создаёт в обществе ситуацию девальвации ценностей жизни, что порождает безнадёжность, смятение, метания от одного «спасательного круга» к другому с потерей энергии и жизненных сил. Отсутствие эталонного научного мировоззрения, к которому следует стремиться, порождает отчаяние (отсутствие «маяка»), блуждания во мгле (отсутствие «плана местности»), бесперспективность (отсутствие вектора движения), пустоту жизни (отсутствие цели), следовательно, убеждённость в ненужности такого образования. Это – смысловая грань современного кризиса.

Риф 2. Отсутствие знаний о Всеобщих Законах Мира [7] не позволяет создать фундаментальные школьные и вузовские программы, учебники, методы, пособия и организовать подготовку кадров нового поколения [8]. Так учащийся оказывается обманутым: он не получает знаний о наличии Всеобщих Законов Мира. Отсюда и отсутствие понимания космопланетарной роли человека. Это программная грань современного цивилизационного кризиса.


Риф 3. Отсутствие в системе образования Общих Законов человеческого общества [9] приводит к потерям качества образования. Неосведомлённые о высшем предназначении человека учителя не способны передать необходимую информацию ученикам. Система образования ограничивается лозунгами о подготовке информированного выпускника, культивируя хрематическое сознание общества. При этом именно образование является поставщиком ущербно мыслящих граждан, безответственных потребителей и накопителей материальных ценностей. Большая часть граждан не может даже помыслить о негативных последствиях своей жизни, что приводит к потере социальной активности и продуцирует хрематическое сознание граждан. Это – целевая грань цивилизационного кризиса, создаваемого в системе образования.

2) Преподаватели и учащиеся не осведомлены об их задаче обрести соответствующее Всеобщим Законам Мира собственное мировоззрение. Следствием этого является производство подражателей, управляемых марионеток. На этом рифе наше общество было захвачено планом Аллена Даллеса (1947 г.) со всеми его «веерными» программамиоболванивания не способного к системной рефлексии населения. Разрушение духовно-интеллектуального кода жизни населения России – это инструментальная грань кризиса.

Риф 4. Отсутствие в образовании Общих Законов познания и постижения [10] влечёт свободу от методологии познания и деятельности, культуры мышления, педагогической методики мотивации перспективно-ориентировочного и проектного мышления. Руководители системы образования не заинтересованы в предоставлении знаний о наличии Общих Законов познания/постижения: овладение ими формирует стратегов, владеющих целостным проектным мышлением, эмерджентных управленцев – молодых конкурентов современной властной элиты. Не приходится удивляться, что граждан, способных к объёмной рефлексии, в обществе становится всё меньше. Большинство граждан выбирают бытовое или религиозное мышление, формирующие соответствующее сознание. Отсутствие теории познания, конгруэнтной законам познания/постижения[10], препятствует внедрению системы законов образования [11], педагогической методологии генетического единства Мира. Мы выявили нарушение 80% законов образования [10, с.129-132] в современной школе. Многие новые методики, приёмы, инструменты образования не стоят на фундаменте законов образования. Следствием этого является отсутствие методологических нововведений, которые невозможно подменить компьютерами, интернетом, интерактивными досками и др.). Чудовищным следствием незнания законов познания/постижения является потенциальная небезопасность учёбы в школе и вузе, выраженная в отсутствии:

‒ понимания ученика как живой открытой самоорганизующейся системы;

‒ знаний о генетически детерминированном способе восприятия информации

‒ природосообразного метода мотивации целостного мышления и сознания.

Это методологическая грань цивилизационного кризиса.

Риф 5. Незнание в образовании системы специальных законов психики человека [1] приводит к отсутствию космопланетарной (природосообразной) теории личности. Это не позволяет принять непротиворечивую цель образовательно-воспитательной деятельности и создать системную модель выпускника школы и вуза. Система образования даже не ставит цели создания методики мотивации идеалов (жизненных программ) личности ученика. Школы сами пытаются создавать модели выпускника. В результате у значительной части населения отсутствует понимание места и предназначения человека в системе «Природа - общество-человек». Создаются условия для манипулирования личностью, которая ориентируется на иллюзию вседозволенности, «всемогущества» человека вплоть до искажения его собственной природы. Воспроизводится парадоксальная ситуация:учитель, не знающий законов психики ребёнка, повсеместно поставлен системой образования руководителем психической жизни ребёнка. Учитель, часто сам того не понимая, становится не мудрым помощником и режиссёром умственной деятельности ученика, а взломщиком судеб учеников. Это – психологическая грань современного цивилизационного кризиса.

Риф 6. Отсутствие законов образования [11] привело к неумению видеть стратегическую роль системы образования как института подготовки кадров для государства. Педагоги, не ведающие о существовании законов методологии образования, не стремятся мыслить методологически. Отсюда незнание законов самоорганизации, боязнь эволюционной динамики образования, почитание классической модели как самой правильной на все века. Это влечёт финансирование образования по остаточному принципу, обвалы крыш, этажей, лестниц с гибелью детей в школьных зданиях. Нарушения школой прав детей, включая право на творчество и сохранение здоровья [10] вызывают их протестное поведение (агрессию, непослушания, самоубийства).

Отсутствие свода законов здоровьеразвития и здоровьесбережения [5] как обязательной части системы образования привело к неумению проводить уроки в природосообразной телу, мозгу, психике ребёнка методике. Школа и вуз превратились в производителей пациентов для системы здравоохранения и в социальный институт производства калек для государства. В наши дни участью школьников стали 7 болезней цивилизации: атеросклероз, рак, сахарный диабет, бронхиальная астма, гломерулонефрит, шизофрения, ВИЧ-инфекция. Если в самом начале ХХ в. атеросклероз регистрировался у 5% подростков, то сегодня ‒ у 65%. С 11-12 лет многие дети употребляют алкоголь, наркотики, курят. На 100 выпускников московских школ приходится около 200 хронических заболеваний, имеющих психосоматический характер [10,с.132]. Это –здоровьеразрушающая грань цивилизационного кризиса.

Риф 7. Отсутствие принципиальной модели школы. Отсутствие знаний о специальных законах управления [15] приводит к тому, что в системе специальной подготовки директоров школ и ректоров вузов такого курса нет. Ставшие директорами учителя руководят по преподнесённым им западным управленческим образцам, по наитию, личному опыту, не ведая о системах специальных законов образования, управления. Властной элите выгодны неподготовленные люди. Это – управленческая грань кризиса

Модель школы не может быть создана управленцами без рассмотренных выше систем естественных законов. Образование застряло на рифах. Волны педагогических попыток сдвинуть корабль в направлении эволюционного развития разбиваются о 7 несокрушимых рифов. Без фундаментальных научных знаний, капитаны корабля «Образование» и государственные мужи, потерявшие истинный курс эволюции образования в океане хрематического сознания и мировоззренческого хаоса, не видят планетарно-космической миссии образования. Как фундаментальная форма постижения бытия, образование не выполняет свою государствообразующую роль. Оно играет роль системного деструктора. Это – праксеологическая организационная грань современного кризиса.

Объедините рассмотренные грани кризиса воедино: мировоззренческая – смысловая – программная – целевая –- методологическая –- управленческая –- инструментальная - психологическая -здоровьеразрушающая - организационно-праксеологическая. Выстраивается многогранная структура системного кризиса, который формируется на школьной скамье. Искажённые представления, впитываемые ребёнком в годы учёбы как важные и востребуемые знания, проецируются им в общество. Так формируется кризис мышления и создаваемого им хрематического сознания. Всё остальное – проекции этого кризиса мышления.

Осознать актикризисный, эволюционно значимый курс образования – значит понять иерархию мировоззрений в обществе, выбрать потребное эволюции мировоззрениегенетического единства Мира [2,3] и утвердить его как стержень и цель системы образования.

 Что предпринять капитанам, чтобы осознать – выбрать – утвердить курс вверенного им эволюцией, государством и обществом корабля?

Всего 3 шага:


1. Принять постулат эволюционной изменчивости системы образования.

2. Познакомиться с достижениями ноосферной науки – Теорией Творения и генетического единства Мира, системономией [13] и периодическими системами законов.

3. Осознать закон личного выбора мировоззрений, согласно которому «Человек осуществляет личный выбор мировоззрения, принимая ответственность за него перед своим высшим потенциалом, предназначением, обществом»[7, с.164], создать личный план антихрематического сознания и укрепления новых парусов для корабля «Образование».

Помните старую песню? «Капитан, капитан! Подтянитесь! Только смелым покоряются моря!».


Паруса ноосферного образования

 
Создание передовой системы ноосферного образования –это ключевая этическая, экономическая, геополитическая и стратегическая задача России на пути в будущее.

 
Каждый из этапов в истории образования отличался соответствующим своему времени научным фундаментом, специфической целью, задачами, методологией, методиками. К примеру, целью классического этапа (XVIII в. – нач. XIX в.) было образование человека на базе наследия античности. Поэтому задачами образования было овладение древними языками, риторикой, математикой, историей, географией, музыкой, танцами. Классические школы, университеты были основными типами учебных заведений. Методология базировалась на ньютоно-картезианской парадигме Мира, формальной и математической логике. Преобладающими педагогическими методами были монолог учителя, чтение, заучивание и пересказ текстов. Я.А. Коменский заложил научную и методологическую базу образования, создал образцы учебников, классно-урочную систему преподавания и классических школ во всей Западной Европе.

Для неклассического этапа образования (нач. XIX в. – 40 гг. ХХ в.) цели подготовки человека для обслуживания мануфактур, фабрик, заводов государственного и частного промышленно-экономического секторов становятся определяющими. Методология утверждала приоритет и методы практического «делания». Важнейшим стало обучение навыкам ремесленного труда. Так появляются реальные училища. Создавались новые учебники, работа в мастерской стала важнейшим методом («делай как я»). Выдающиеся педагоги И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко привнесли дополнительные приёмы трудового обучения, создав собственные педагогические концепции и школы. Это нашло научно-методологическое обоснование в принципах относительности (А. Эйнштейн), дополнительности (Н. Бор, В.Гейзенберг).

Постнеклассическое образование (50 – 90 гг. ХХ в.) было вызвано к жизни новой расстановкой социально-политических сил в мире, утверждением гуманистических и демократических идеалов, научно-техническим прогрессом. Творческий поиск педагогических методов достиг 500 наименований. «Расслоение» педагогической практики привело к появлению специальных школ разных профилей. При этом незаметно «растворилась» научная и педагогическая методология. Выдающийся вклад П.П. Блонского, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, Е.И. Ильина, С.И. Лысенковой, И.П. Волкова, М.П. Щетинина, А.М. Кушнира, В.Ф. Базарного и др. сыграл конструктивную роль в осмыслении необходимости теоретических, концептуальных, методологических, кадровых, организационных, эволюционных подвижек в образовании. Ни одна из названных выше ценнейших авторских систем не взята министерством образования для внедрения на уровне государства. Поднимаемые отдельные вопросы модернизации и инноваций технического оборудования в образовании не носили концептуального характер.

Переход на эволюционно новый этап развития системы образования через кризисные явления, переживаемые сегодня российским образованием, означает необходимость принятия прорывной научной теории, мировоззрения, методологии, концепции образования. Горящим вопросом, не терпящим сегодня отлагательств, является осознание системы образования в качестве социального стратегического субъекта. Это системное понятие, введённое в научный оборот проф. В. Е. Лепским [6, 7], применительно к образованию мы понимаем следующим образом: социальный стратегический субъект «система образования» ‒ это идеальный образец интегрированной целевой биосоциальной системы, созданной на фундаменте специальных законов образования, устремление к реальному воплощению которых, создаёт возможность повышения безопасности и устойчивого развития человека и общества конгруэнтно Всеобщим Законам Мира [8]  и Общим Законам человеческого общества [9].

Систему образования России необходимо рассматривать в качестве социального стратегического субъекта. Её неиспользованные потенциалы являются стратегическим запасом и многократно превышают вовлечённые сегодня в образование ресурсы. Мы не касаемся в данной статье материально-технических и финансовых ресурсов, а говорим только о человеческих ресурсах и их нераскрытых социальных, духовно-нравственных, управленческих, психических, воспитательных потенциалах. Раскрытие этих потенциальных ресурсов возможно только посредством проведения реинжиниринга (engineering – англ. искусство проектирования двигателей). В системе образования это означает перестройку её ведущих механизмов: научных основ, методологии, целей, инструментария, системы переподготовки педагогических и управленческих кадров. Сегодня в России для начала процессов реинжиниринга образования имеются все необходимые и достаточные компоненты: научная теория, методология, концепция, методики, программы, пособия, кадры. Это ключи к открытию невостребованных пока в системе образования потенциалов.

Научный фундамент ноосферного образования

Развитие науки России позволило в начале XXI в. ввести в мировое информационное пространство мощную отечественную научную блок-базу: теорию Творения и генетического энергоинформационного единства Мира [2, 3], системы Всеобщих Законов Мира [8], Законов человеческого общества [9], законов познания/постижения [10] (см. рис.1) и объединяющую их системономию, теорию проектирования и управления устойчивым развитием[4].

На этом общенаучном базисе строится специальный научный фундамент педагогики (рис.1) как науки о преподавании и воспитании учащихся. Он включает системы специальных законов образования [11], систему специальных законов педагогической методологии [11], систему законов психики человека [1], систему законов здоровьесбережения и здоровьеразвития человека [5], а также ранее известные законы информациологии и естественных наук (физики, биологии, физиологии, нейрофизиологии, гигиены, эргономики и др.). Никогда ранее в своей истории Россия не имела возможности поставить систему образования на научный фундамент, включающий общенаучный и специальный научно-педагогический базис, созданный на фундаменте Всеобщих Законов Мира и Общих Законов человеческого общества. Сегодня образование России получило потенциал для начала процессов реинжиниринга – практической замены ведущих механизмов системы с целью её эволюционирования. Рассмотрим составные части инновационной научной платформы ноосферного образования.


Потенциалы системы ноосферного образования

 
Предлагаем метафорическое сравнение системы образования России с парусником, бороздящим просторы информационного и мировоззренческого океана. Какими должны быть сегодня паруса, направляющие движение корабля «Образование» в море знаний?

1.Мировоззренческий потенциал. Предложенное наукой мировоззрение генетического единства Мира: природы-общества-человека изложено в трудах О.Л. Кузнецова, П.Г. Кузнецова, Б.Е. Большакова [4], Б.А. Астафьева [2, 3], Н.В. Масловой [8,12,13]. Оно формирует мировоззренческие основы и ценностно-смысловые ориентиры для построения космопланетарного остова образования и воспитания целостного человека. Фундаментальность этого подхода состоит в возможности формирования целостной картины Мира на базе системы Всеобщих Законов Мира [8]. Имея подобную «карту» Мира, образование получила возможность создания передовых школьных и вузовских программ, учебников, методов преподавания, подготовки кадров. Это та канва, без которой «лоскутное одеяло» знаний никак не связывается в картину Мира ни в учебных программах, ни в учебниках, ни в головах педагогов, студентов и учеников.

2. Духовно – нравственный потенциал единства человеческого общества обретает система образования, принимая в свой арсенал «Периодическую систему Общих Законов человеческого общества» (2006 г.) [9]. Системе образования предоставлен свод 180 социоестественных законов как эталонный научно – духовный и методологический фундамент законосообразного эволюционного развития общества. Привнесение новейших знаний о системности, самоорганизации, эволюционной динамике, иерархии мировоззрений, соответствующих иерархии целей в обществе, позволяют педагогике подняться на новые методологические высоты. Становится очевидной важнейшая цель образования – обретение в годы учёбы мировоззрения генетического единства человека с Миром. Эта целевая установка порождает новое понимание смысла учёбы и образования, веру в возможность устремления к истине общественных идеалов, ценностей, духовно-нравственных выборов, мыследеятельности, жизнедеятельности. Открывается глубоко спрятанный в человеке аксиологический потенциал устремления к цели своей жизни. Вместо блуждания во мгле появляется «вектор» развития человека и общества. Вместо отчаяния появляется «маяк», указывающий направление развивающихся возможностей человека. Вместо ощущения пустоты жизни появляется цель развития персонального потенциала нравственной личности. Так система образования на основе законов человеческого общества вновь обретает возможность стать социально значимой– владеющей ценностью научения смыслам жизни, а потому и стратегически важной системой духовно-нравственного воспитания человека. Образование получает важнейшийпарус − смысловое и стратегическое движение, при утере которого в обществе эволюционное развитие невозможно. Процессы индивидуальной и социальной рефлексии получают точку опоры, поле деятельности, стартуют на длинную дистанцию.


3. Потенциал возможностей познания. Принимая «Периодическую систему Общих законов познания /постижения» (2007 г.) [10], образование приобретает профессиональный маяк, освещающий вектор движения в океане знаний и информации. Эти законы дают образованию небывалый инструмент фундаментальной педагогической методологии [11, с.104-109], ориентированной на генетическое единство Мира. А вместе с ним появляется возможность рождения новых методик, средств образовательного процесса, стоящих на Всеобщих Законах Мира.

Фундаментальное значение периодической системы Общих законов познания/постижения [10, с.124], состоит в том, что она является обоснованием пространства гнозиса, которое становится не только бесконечным и системно организованным, но и обогащает гнозис долгожданной матрицей взаимосвязанных систем и единым ноосферным LT-языком [4]. Представления об областях познания упорядочиваются, расширяются и коррелируются. Благодаря генетической и математической заданности таблицы “Периодическая система Общих законов познания/постижения” появляется возможность планировать векторы и области познания. Образно выражаясь, кто понял принцип LT-языка и естественно-научной матрицы периодических систем, тот схватил “скипетр” системономического движения в науке и образовании. Целостное мышление в новом пространстве гнозиса – это гармоничный, экологически здоровый тип мышления, основанный на естественном совокупном владении образным (правополушарным) и логическим (левополушарным) мышлением. Это генетически детерминированный (природосообразный) тип мышления, который даёт целостную картину Мира, Природы, общества, человека. Методологическое значение Периодической системы законов познания/постижения [10, с.124] состоит в том, что сама наука о методе обнаруживает единство генетических корней всех методологий, которые представляют собой различные ступени развития науки о природосообразном методе. Система законов познания/постижения впервые поставила вопрос об абсолютной необходимости природосообразной научной методологии познания/постижения. Этим научно обоснована правомерность проверки на соответствие Всеобщим Законам Мира всех методологий образования. Гносеологическое значение периодической системы Общих законов познания/постижения состоит в том, что она позволяет научить людей целостному системному прогностическому подходу в любой познавательной и внедренческой деятельности, сверяя новые знания с Всеобщими Законами Мира, с требованиями сохранения жизни и природы Земли, предупреждая негативные последствия некоторых изобретений или нововведений. Этот потенциал позволит намного быстрее продвигаться в образовании, научных исследованиях, а не “блуждать”, теряя время и силы, без знания базовой науки. Тем и определяется практическое значение законов, которые позволяют прогнозировать этапы, фазы познания человечеством мира в будущем и осуществлять конгруэнцию жизни людей с Миром Природы и Космоса. Это даёт возможность корректировки целей жизнедеятельности, нравственности, мышления, управления, образования и воспитания нового поколения землян. Парус «Периодическая система Общих законов познания/постижения» позволяет внедрить новые принципы, методы в образование, что даёт эмерджентные возможности не только образованию, но и всем системам социума.

4. Интегрированный потенциал ноосферного образования как хорошо структурированной системы показывает «Периодическая система законов образования» (2009) [11]. Впервые педагогика получила такой научный фундамент социоестественных законов. Он позволяет организовать краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное (стратегическое) планирование и управление в системе образования на любых уровнях и ясно обозначает цель на соответствующем уровне иерархии как выработку методологии получения знаний. Методология образования, мыследеятельности человека и общества занимает высшую ступень иерархии. Осознать эволюционно значимый курс корабля «Образование» – значит понять управляющую роль мировоззрений в обществе. Поскольку «Иерархия предназначений высших потенциалов мировоззрений определяется иерархией их целей» [9, с.166], система законов предлагает участникам образования сделать выбор эволюционно значимого мировоззрения. Утвердить это мировоззрение как стержень системы образования – значит направить курс корабля к искомой цели. Особое обращение к управленцам содержится в законе достаточности личного мировоззрения для получения базовой энергии, биологически адекватной программам жизнедеятельности [9, с.162] и построения системы управления образованием. Понимание закона личного выбора мировоззрений, согласно которому «Человек осуществляет личный выбор мировоззрения, принимая ответственность за него перед своим высшим потенциалом, предназначением, обществом» [9, с.164], даёт ключ открытия новых потенциалов граждан и обслуживающей их системы образования.

5. Потенциал здоровья учителей, учеников является неоценимым капиталом общества и задаёт маршрут движения школы и вуза в этом аспекте образования. Впервые в истории мировой педагогики образование получило научный фундамент законов естественных норм и динамики развития биосоциальной системы «человек» в виде «Периодической системы законов развития и сбережения здоровья» (2011) [5]. Здесь впервые сведены воедино разнообразные компоненты здоровья человека как уникальной и неповторимой природной системы. Следование этим законам в ноосферном образовании становится нормой и «лекалом» качества успешности системы образования

 
6. Потенциал психики здоровых учителей и учеников стало возможно раскрывать, используя периодическую систему законов психики человека (2007 г.) [1].
Психическая система человека впервые в образовании рассматривается как биорезонансная, самоорганизующаяся, эволюционирующая. Она способна принимать, передавать и производить экспертную оценку (узнавать, выбирать, присваивать, отбрасывать) волновых сигналов. Эта уникальная система впервые рассматривается как связующее звено между проявленным (материальным) и непроявленным (идеальным) мирами. Её функция не имеет аналогов на планете: никакая другая система на Земле не способна превращать свои мысли, идеи, замыслы в материальные объекты: дома, дороги, приборы, книги, картины, вещи. Качествами, отличающими человека от других систем мира, являются мировоззрение и творчество. Проявленные в разнообразных сферах жизни, они определяют предназначение человека. Высший уровень позитивных интегрированных возможностей человека, устремлённого к реализации своей мечты, и есть его Высший потенциал. Способствовать реализации человеком своего предназначения в социальном, планетарном, космическом планах и есть предмет педагогического труда в высшем, а потому истинном, его понимании. В этом суть научно-педагогической ноосферной (космопланетарной) теории личности. Она конгруэнтна Теории Творения и генетического единства Мира, Общим Законам человеческого общества. Периодическая системы законов психики человека позволяет создать модель выпускника ноосферной школы (рис. 3). В центре схемы расположен Высший потенциал ученика как интегрированная сумма всех позитивных возможностей его личности. Отдельные грани личности суть следующие: физическое, творческое, межличностное, социальное, принципиальное, универсальное (мировоззренческое) развитие личности. Это модель личности вне окружающей среды. Практическая психолого-педагогическая работа автора со школьниками и учителями, раскрывающими свои генетические потенциалы сообразно этой модели, показывает безграничные возможности учителей и школьников во всех сферах жизни и деятельности.

 
7. Потенциал оптимального управления образованием являет «Периодическая система Общих законов управления» (2008) [14].
Она впервые в истории образования даёт научный фундамент эмерджентного управления. Сообразно законам человеческого общества, отчётливо показываются цели, задачи, последовательность шагов управления. Синергетический потенциал управления может эмерджентно изменить потенциалы системы образования и всего общества. С первых шагов внедрения ноосферного образования срабатывает принцип усиления мощности за счёт снижения затрат и высвобождения высшего позитивного (полезного) потенциала каждого участника и интегрированного потенциала группы, класса, школы: Nобщая = Nполезная + Nзатрат.

Вооруженные современными знаниями проектирования устойчивого развития на базе систем Законов Мира, управленцы должны увидеть космопланетарную миссию образования. Потенциал управления потому и несёт эмерджентные прорывы, что адресован миллионам граждан, жаждущих истинного управления, конгруэнтного духовным законам Мира и человечества!

Общество вступило в исторически новый этап эволюции образования. Этот этап назван ноосферным (от греч. noos – ум, разум), поскольку роль одухотворённого разума, постигающего генетическое единство Мира и присущие Миру естественные Законы, неизмеримо возрастает.

Ноосферный этап имеет особую миссию: ввести в научно-образовательный оборот системономию – интегрированный научный подход, организующий взаимосвязанные системы естественных законов Мира и естественных законов общества, человека. 

Ноосферное образование решает задачу создания образовательно-воспитательной системы подготовки ноосферного − целостного человека конгруэнтно естественным Законам Мира.

Ноосферный человек духовен, нравственен, интеллектуален, наполнен высокими творческими возможностями, гармоничен Миру, Природе, Космосу, счастлив в исполнении своего предназначения на планете и в Космосе. Именно ноосферный человек создаёт устойчивое развитие на планете и поддерживает его. Вот здесь ноосферное образованиеиграет роль социального стратегического субъекта: его внедрение в практику школ и вузов при поддержке государства формирует поколение людей с ноосферным сознанием, которые и организуют переход общества на ноосферный путь жизни.

 Сегодня ясен стратегический потенциал образования семьи, школ, вузов, послевузовской системы ноосферного этапа развития общества. Профессиональное знание капитанов корабля «Образование» даже в океане хрематического сознания, способно внедрять разработанное в РАЕН и более 18 лет внедряемое в России, Украине, Беларуси, Казахстане ноосферное образование. Отважные капитаны уже поднимают необходимые эволюции паруса ноосферного образования! В доброе плавание!

 

Литература

Антоненко Н.В. Периодическая система специальных законов психики человека. – М.: Институт холодинамики, 2007.– 45 с.
Астафьев Б.А. Основы мироздания: Геном, Законы и Творение Мира. − М.: Белые альвы, 2002. − 320 с.
Астафьев Б.А. Теория Творения и генетического единства Мира. – М.: Институт холодинамики, 2010. – 672 с.

4.      Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Система природа – общество – человек: устойчивое развитие. – Москва – Дубна, 2000. – 390 с.

5.      Брайко Л.И. Периодическая система законов здоровьеразвития и здоровьесбережения человека / Вторые международные системономические чтения. Сб .докладов и научно-исследовательских работ.– Киев - Ялта. КАНОН, 2012. ‒ С. 43-58.

6.      Лепский В.Е. Глобальное информационное общество и информационная безопасность России: проблема становления стратегических субъектов. Материалы “круглого стола” (Москва, Институт Европы РАН, 21 марта 2001 г.) М.:  ИЕ РАН. ‒ С. 96-120.

В.Е.Лепский .Становление стратегических субъектов: постановка проблемы. Интернет ресурс. Режим доступа: :www.reflexion.ru/clab.ru

8.      Маслова Н.В.Периодическая система Всеобщих Законов Мира. – М.: институт холодинамики, 2005 – 184 с.

9.      Маслова Н.В.Периодическая система Общих Законов человеческого общества. – М.: Институт холодинамики, 2006 – 291 с.

10.  Маслова Н.В.Периодическая система Общих Законов познания/постижения. – М.: Институт холодинамики, 2007 – 179 с.

11.  Маслова Н.В.Периодическая система Законов образования. – М.: Институт холодинамики, 2009 – 179 с.

12.  Маслова Н.В.Ноосферное образование. Пособие для учителя. – Симферополь: Доля, 2012. – 296 с.

13.  Маслова Н.В. Системономия.– Симферополь: Доля, 2012. – 246 с.

14.  Ульянова М.В. Периодическая система Общих законов управления / Вторые международные системономические чтения. Сб. докладов и научно-исследовательских работ.– Киев – Ялта: КАНОН, 2012. ‒  С. 24-31.

15.  Юраш А.Г.Модель выпускника ноосферной школы».– Алматы. -2007.- 25 с.