Биоадекватные учебники для формирования целостного мышления личности


Т.М. Клименкова, канд. психол. наук, член-корр. НАНО

 

Изучая историю учебников, мы наблюдаем две традиции, существующие с древности до нашего времени: традиция культуры и традиция цивилизации.

В истории славянской культуры учебником являлся образ жизни и знания были вплетены в саму ткань жизни: быт, оздоровительные системы, боевые искусства, домострой, ремесла, фольклор. Основным принципом такой системы образования является сообразность природе человека, биоадекватность. Поэтому многие элементы системы существуют даже при полном забвении традиций, поскольку они естественны.

В истории нашей цивилизации учебником является книга. История книги демонстрирует изменение методики образования во времени. Для понимания этого необходимо знать природу микроструктуры мышления человека – мыслеобраза, его строения и развития.

Мыслеобраз  - голографическая единица мышления, которую образуют структурные элементы: форма, энергия, содержание. В своем развитии мыслеобразы проходят семь этапов развития от формирования до высшего потенциала: физический, творческий, межличностный, социальный, принципиальный, универсальный, высший потенциал.

Мыслеобразы, формируемые в средневековых текстах, обладали огромным потенциалом развития в силу многослойности смыслов и глубинной наполненности эмоциональной энергией поколений. Помимо прямого значения, связанного в восприятии человека с его житейским опытом, существовало несколько смысловых планов текста, в которых мыслеобразы постепенно усложнялись. На одном из уровней текст являлся иллюстрацией евангельского сюжета, который вписывал знание человека в систему законов Мироздания.

В наше время внимательно изучается идеологический аспект древних летописей, проповедей, важен вопрос достоверности информации. И не изучается тот факт, что древние книги являются до сих пор образцом культуры чтения. Это связано с процессами создания книги. Книги писались в молитвенном состоянии, независимо от того, был ли писец монахом или мирянином. И в наше время процесс чтения древних книг сродни молитве, когда через резонансную настройку человек достигает чистого высокого звучания. Такое чтение активирует процессы познания, самопознания, и книга является самодостаточным источником знаний и развития мышления человека.

Величайшее открытие нашей цивилизации  – книгопечатание – сыграло с нами злую шутку, поскольку в печатной книге устранен аспект личностного развития и огромную роль стал играть аспект субъективный. Книги (и учебники в том числе) не формируют целостное мировоззрение человека, они являются носителями информации и активируют процессы выбора мнений в различных областях знания. Это произошло в силу того, что информация сама по себе не формирует мыслеобразы во внутреннем мире человека. Человеческий мозг не распознает информационный поток без энергетической составляющей, для которой необходимо включение  всех органов восприятия человека. Информация только тогда постигается, когда она прожита всеми чувствами и способна породить процессы корреляции с жизненным опытом человека и аккомодации, то есть размещения во внутреннем мире  человека.

Современные учебники не являются самодостаточными, поскольку информация усваивается через один орган чувств – зрение – и активирует только аналитические, логические возможности левого полушария  головного мозга человека. Нужно обладать талантом объемного восприятия информации, чтобы увидеть «живое кино» со всеми ароматами, звуками, движением, прикосновениями, вкусом за строчками текста. Нужно обладать врожденным талантом синтеза знаний и богатым личным опытом, чтобы за мнениями увидеть реальность. Поэтому для современных учеников чтение редко является любимым занятием, для большинства – это обязанность.

Учебники в наше время – это дополнительное средство урока, поскольку сами по себе они не способны обеспечить процессы постижения знаний. Живое общение на уроке, личностное отношение к учителю, к одноклассникам, привычная обстановка кабинета со всеми зрительными, звуковыми ощущениями, запахами, различные методы, применяемые в процессе обучения, частично задействуют чувственную систему человека, создавая тот необходимый энергетический фон, который помогает мозгу человека воспринимать информацию. Однако важно понимать, что этот элемент в формируемых мыслеобразах является чуждым (внешним) и чаще всего не связан с содержанием, поэтому процессы кросс-корреляции (наложения мысленных образов на ранее известные  мыслеобразы, хранящиеся в архиве памяти) во внутреннем мире человека не могут быть завершены, и  учебные мыслеобразы не получают импульса для дальнейшего развития.

Ученик запоминает информацию, но поскольку она задействует лишь его логические возможности без полноценного включения интуитивно-чувственного мышления, это память краткосрочная. Таково свойство памяти левого полушария головного мозга человека. Поэтому школьная информация очень быстро забывается. Необходимо постоянное повторение, чтобы сберечь ее хотя бы до экзамена. А вот сами модели левополушарного нецелостного мышления сохраняются и воспринимаются человеком как естественные всю оставшуюся жизнь.

Применение биоадекватных методов в современных учебниках – инновационная идея в нашей цивилизации. Но она являлась традиционной в нашей культуре.  Автором концепции биоадекватных учебников (1993 г.) является Наталия Владимировна Маслова. Ее открытие позволяет создавать учебники нового поколения, направленные в будущее, но при этом сохраняющие  корневую систему естественных процессов познания Мира. И это открытие помогает дешифровать многие образы нашей культуры, постичь их глубину и увидеть в них древние технологии кодирования знаний.


Наши предки не писали философских трактатов. Они умели огромные объемы знаний вложить в образ, в котором кодировалась технология развития. Образ, запечатленный в вышивке, деревянной резьбе дома и домашней утвари, выбитый на камнях, сохранялся в культуре народа и впечатывался в генетическую память рода. Поэтому многие славянские практики и традиции обладают способностью самовосстановления, даже если прервана их преемственность. Например, существует китайский фэн-шуй, система обустройства пространства, существует индийская система Васту-Шастра. Это наука и искусство, которое человек может осваивать всю жизнь. У славян это знание никогда не существовало как целостная система. Оно было вложено в образы берегини, которые способны  разворачиваться в систему упражнений, раскрывающих женскую силу. А на энергии женской волны, усиленной волной рода, женщина обустраивает пространство дома на живом чувствовании. Сила такой женщины много больше силы мастера фэн-шуй, поскольку ей не нужно защищать дом от патогенов, она способна негативные энергии трансформировать и превращать в свет. В наше время эта практика называется «Женские кружева». Она создана нашими современницами, но в ней раскрываются потенциалы, известные в древности и вложенные в формулы, например: даже туча не пролетит над домом женщины, если она этого не захочет.

Описание этого процесса и его возможностей может развернуться в научный трактат. Но есть ли в нем необходимость, если процесс является естественным и обладает способностью квантового развития мышления?

Вот эти удивительные возможности образа применяются в образонах биоадекватных учебников. Образон – это природный образ, знакомый ученику, наполненный структурированной учебной информацией в алгоритмическом порядке. Аналогия образа и новой информации позволяет прожить всеми чувствами информацию, которая не обладает предметными свойствами (запах, вкус и др.), и постичь множественные внутренние связи по принципу подобия. Метафорическое сходство структуры, качеств, возможностей двух смысловых планов образона развивает широкое видение действительности, в которой проявлены общие законы бытия в самых различных явлениях, предметах, в их именах и отвлеченных понятиях. Сугубо логическая школьная информация обретает плоть, она способна сворачиваться до опорного образа и архивироваться в долговременной памяти, откуда извлекается любым естественным предметным свойством.

В биоадекватных учебниках учебная информация сконцентрирована в образоне. А задания, обеспечивающие процесс постижения знаний, организованы группами в несколько этапов, которые соответствуют  естественной последовательности прохождения информации в мозгу человека. В основе системы лежит операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже, которая дополнена учеными Н.В. Масловой, Н.В. Антоненко, М.В. Ульяновой, И.В. Смоквиной (этапы V -  VIII).


В основе этого знания  лежат новейшие открытия в области  нейрофизиологии, психологии, физики скоростей. Нам эта система известна как архетипический код творчества, заложенный в древнейших стратах народного мировоззрения: «Далеко-далеко, на море-океане, на острове Буяне, стоит зеленый дуб, под тем дубом зарыт сундук, в том сундуке спрятан заяц, в зайце – утка, в утке - яйцо, в яйце – игла. На конце той иглы – смерть Кощеева. И то дерево Кощей как свой глаз бережёт». Эти образы в их четкой последовательности знает каждый.

«На море-океане, на острове Буяне» (сенсорно-моторный этап) активирует все наши чувственные анализаторы. «Зеленый дуб» (символьный этап) включает мощнейшую мифологему – образ мирового древа – создавая внутреннюю систему координат, в которую вписывается новая постигаемая информация. «Сундук» (логический этап) вписывает поступающую информацию в нашу память, в привычную картину мира, находит ей место среди известных образов. «Заяц» (лингвистический этап) означает поиск смысла. «Утка» (моторно-кинестетический этап) проявляет мысль и фиксирует ее в мышечном действии. «Яйцо» (архивирование)  классифицирует и структурирует информацию, открывая возможности рождения новых смыслов, инсайта. «Игла» (творческий этап) выстраивает ось развития. «На конце той иглы – смерть Кощеева» (этап воплощения) воплощение творчества, которое в сказках описано через освобождение, цветение, путь домой, свадьбу, когда человеку не нужно всевидящее око Кощея Бессмертного, главного законника славянского фольклора, его контроль заменяется внутренним знанием Законов Мироздания, и в человеке пробуждается великая творящая сила. В физиологии мозга человека это означает задействование отделов головного мозга, выполняющих проектные функции (передние лобные доли головного  мозга), то есть раскрытие творческих потенциалов.

Смысл урока и конкретного параграфа учебника не в освоении информации и развитии навыков ее применять, а в грамотном запуске естественных процессов постижения информации, которые рождают творчество как природное проявление гармоничной личности, обладающей целостным мышлением, то есть когерентной работой правого и левого полушарий головного мозга.

Знание этапов прохождения информации в головном мозге человека заставляет пересмотреть многие установки современной педагогики. Это необходимо, потому что естественно и гуманно, потому что раскрывает внутренние ресурсы человека. Это сберегает время, нервы, потенциал здоровья и рождает мощный импульс интереса.

Энергию человека направляет интерес. Этот процесс невозможно контролировать дисциплиной и обязанностями, поскольку он живой и ориентирован на внутренний идеал человека. Здесь действует Закон чистоты творческого идеала: «Устойчивость и скорость эволюционного развития личности и общества определяются чистотой их творческого идеала, что конгруэнтно Всеобщим Законам Мира» (Н.В. Маслова «ПСЗЧО», II. Е4а)

Этот Закон является основным в биоадекватных учебниках. Работа с учебником приучает ученика видеть и воспринимать прекрасное, то есть входить в резонанс с прекрасными природными образами, в которых воплощена золотая пропорция.

Структурирование информации по правилу золотой пропорции необходимо для создания эмоциональной, психической, познавательной устойчивости  личности в процессе обучения. Каждая тема содержит в себе 65% уже известного, 30% нового и только 5 % допустимо негативной информации. 5% - это максимум негатива, с которым психика человека справляется самостоятельно без напряжения.

Золотая пропорция заложена и в соотношении статической и динамической информации, то есть в учебниках есть много информации «по умолчанию», стимулирующей творческий поиск, много нового, влекущего, еще не познанного учеником. Поскольку эта информация вписана в единую картину Мира, она постигается через уже знакомые модели, что ведет ученика к самостоятельным открытиям.

Работа с природными образами, воплощающими золотые пропорции, не только приучает к восприятию прекрасного, но и обладает важнейшим качеством – она потенциально безопасна. Природные образцы пробуждают индивидуальную ментальность ученика, исключая манипулятивные технологии познания, которые формируют мышление человека.

Процесс обучения, организованный биоадекватно, воспитывает прежде всего мышление и защищает от информационной  перегрузки и всеядности. Мышление развивается через раскрытие природных возможностей человека: и левого, и правого полушарий головного мозга, и их совместной синхронной работы, создающей новые нейронные ансамбли, которые и дают эффект целостного мышления, многократно превышающего по скорости и ресурсам мышление  нецелостное, однополушарное.

Процесс обучения, организованный природосообразно, формирует систему мыслеобразов, которые структурно являются гармоничными и обладают силой совершенствования, достижения высших потенциалов, что гармонизирует личность и создает условия  её эволюционного развития.

         
Для нашей цивилизации это технология будущего, но уже сейчас ее можно внедрять в действующей системе образования. Для нашей славянской культуры это естественная технология формирования мировоззрения целостного гармоничного человека, которая существовала с древности до наших дней, хотя многое было растеряно во времени.


Библиография

Антоненко Н.В., Ульянова М.В. Педагогика ноосферного развития. – М.: Экон.-Информ., 2007. – 220 с.
Маслова Н.В. Ноосферное образование. − Симферополь, 2012. − 289 с.
Маслова Н.В. Ноосферный переход: от умного к духовному. – Севастополь, 2013. – 165с.
Маслова Н.В. Тайны и явь воспитания. – Симферополь, 2011. – 167 с.
Маслова Н.В., Клименкова Т.М. Биоадекватные учебники. – Севастополь: КАНОН, 2013. – 84с.